Вторник, 16.10.2018, 15:47

Вы вошли как Гость | Группа "Гости
 
                                                                                                     
Главная | | Мой профиль | Выход

Меню сайта

Читателям

Библиограф.копилка

Наш вопрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 127

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Главная » 2018 » Февраль » 1 » «Пылающий адрес войны - Сталинград»
10:19
«Пылающий адрес войны - Сталинград»

 

(Русская художественная литература о Сталинградской битве)

                                              Сталинград, Сталинград… Богатырь и герой,

                                          Разыгрался здесь ад,  но стоял ты стеной…

                                  И гудела земля    от разрывов гранат,

                                            И стоял до конца  здесь российский солдат.

  Клятву родине дав,  с  немцев спесь он сорвал,

                                               Мощь  и  силу  собрав,  в  окружение их взял.

                                                                                            Ольга Трубачева

       В российской истории есть события, золотом горящие на скрижалях её ратной славы. И одно из них – Сталинградская битва.  2 февраля 2018 года вся страна будет отмечать  75-летие победы в Сталинграде,  ведь это событие имеет важную историческую значимость и ценность для всей страны.

       Эта  битва — одна из самых масштабных и трагических битв Великой Отечественной войны. Двести дней и ночей,   с  17 июля 1942 года по  2 февраля 1943 года,  на берегах Дона и Волги, на  протяженности фронта от 400 до 850 километров, продолжались ожесточенные бои. В Сталинградской битве  участвовало с обеих сторон свыше 2  миллионов  человек, а по масштабам и напряженности боевых действий она превзошла все предшествующие ей сражения мировой истории.

 

        Сталинградская  битва внесла решающий вклад в достижение коренного перелома в Великой Отечественной войне. Советские вооруженные силы захватили стратегическую инициативу и удерживали ее до конца войны. Победа под Сталинградом стала результатом несгибаемой стойкости, мужества и массового героизма советских войск. За боевые отличия, проявленные в ходе Сталинградской битвы, 44 соединениям и частям были присвоены почетные наименования,  55 — награждены орденами, 183 — преобразованы в гвардейские. Десятки тысяч солдат и офицеров были удостоены правительственных наград,  в т.ч.  медали «За оборону Сталинграда»,  112 наиболее отличившихся воинов стали Героями Советского Союза.

       Эта длительная, напряжённая, с миллионными человеческими потерями битва не имела себе равных в мировой истории ХХ века, что предопределило последующее огромное внимание к ней историков, писателей и поэтов. Немеркнущий свет победы под Сталинградом, отсвет величия подвига советских солдат и стойкости его защитников, зарево великой скорби русского народа – тема тысяч книг и статей, написанных в течение многих десятилетий, отделяющих нас от этого великого события. Сталинградской эпопее посвящено множество воспоминаний, очерков, рассказов, повестей и  романов.

       Предлагаем вашему вниманию  обзор творчества писателей, посвятивших свои произведения   этому  величайшему  историческому  сражению  на Волге. В обзор включены книги из фонда  библиотеки, а также  издания, с которыми можно познакомиться в  сети Интернет.

       Личный опыт писателя и журналиста Василия  Гроссмана  положен  в  основу  его романов о Сталинградской битве «За правое дело» (1952)  и «Жизнь и судьба» (1943-1960),  которые отражают не только доскональное знание фронтовой обстановки, но и уверенность в том, что «бессмертные подвиги совершают обыкновенные люди».   В защитниках Сталинграда писателя притягивали героизм, бесстрашие, желание не отдать врагу ни пяди родной земли. И всё это происходило в условиях переднего края, на «пятачке» дома «шесть дробь один», прообразом которого в романе «Жизнь и судьба» стал Дом Павлова. О нём написано немало, но Гроссман- единственный фронтовой корреспондент, видевший своими глазами окружённый фашистами дом.   

       Константин Симонов  написал «сталинградскую повесть» «Дни и ночи» (1943-1944),  где представлена своего рода хроника великой битвы на Волге.  В  центр действия повести  автор  поставил горстку людей, один батальон, считая, что на таком маленьком участке можно показать и «крайнее напряжение Сталинградской битвы, и её характер, и значение». Он отразил самый тяжёлый период битвы – оборону и закончил повесть днём, когда наши войска перешли в наступление. Писатель, показывая боевые действия одного батальона, сумел раскрыть характерные особенности Сталинградской битвы в целом.

       Своё слово о тех,  кто боролся с немецко-фашистскими захватчиками и отстаивал свободу нашей Родины, сказал и М. А. Шолохов. Мобилизо- ванный в самом начале войны, он больше четырёх лет служил военным корреспондентом  Совинформбюро  газет «Правда» и «Красная звезда». Не с чужих слов Шолохов знал и Сталинградский фронт, воспоминания о котором вошли в роман «Они сражались за Родину» (1943-1969). Попытка создания романа прослеживалась уже в военное время. Так, отдельные главы его были написаны ещё в 1943 году. Вплотную к созданию романа Шолохов присту- пил вскоре после Сталинградской победы.  Он  поставил перед собой задачу показать могучий дух, высокую нравственную силу воюющего и побеждаю- щего народа. Предметом изображения писатель выбрал рядовых защитников Сталинграда – тружеников войны.  Роман был задуман в трёх частях: первая – о довоенной поре, вторая – о Сталинградской битве, третья часть – о победе над оккупантами. К сожалению, замысел писателя остался незавершённым: публикация отдельных глав растянулась на двадцать шесть лет, но читателям так и не удалось познакомиться с большим трёхчастным произведением М. Шолохова Причин тому немало: среди них и то, что необходимые писателю материалы, связанные с обороной Сталинграда, оказались в те годы недоступны. А Шолохов хотел сказать о битве на Волге правду, используя, по его словам, «тяжёлую артиллерию искусства».

События, отражённые в главах романа, происходят в станице Клетской: бои идут на подступах к Сталинграду. Писатель показывает тяжёлый период отступления наших войск. Но и в это тяжёлое время его герои не утрачивают любви к Родине и веры в победу. В центре романа – рядовые бойцы, простые солдаты, вынесшие на своих плечах все военные беды. 1941-й оторвал их от семей, от гражданских профессий и сделал солдатами, защитниками Родины.

Несмотря на то, что роман «Они сражались за Родину» не был завершён Шолоховым, яркие, колоритные образы защитников Сталинграда делают его эпическим и ставят в один ряд с наиболее яркими в художественном отношении произведениями о Сталинградской битве.

       «Сильные духом» люди представлены и в послевоенной литературе о битве на Волге – в повести Виктора  Некрасова «В окопах Сталинграда» (1946). Повесть в основе своей документальна и документальность её обусловлена личным свидетельством автора – участника событий. Капитан В. Некрасов воспроизвёл по памяти «кромешный ад» окопного Сталинграда. Повесть автобиографична: образ главного героя Юрия Керженцева  во многом напоминает самого автора. Повесть  на долгое время была исключена из литературного процесса, несмотря на то, что была издана на двадцати языках мира. В настоящее время книга реабилитирована: заняла достойное место в литературе Великой Отечественной войны, и в литературе о Сталинградской битве в частности.

       Роман Василия Гроссмана «За правое дело»(1952)  - выдающееся произведение  о войне по силе правды и таланта, по мощи авторской мысли. Автор описывает великое «чудо»  Сталинграда. «За правое дело» -  это первая часть дилогии. Автор постигает закономерности войны и неизбежность победы над фашизмом, истоки и последствия культа личности, глубинные противоречия жизни. Роман принадлежит к лучшим произведени-   ям нашей литературы о войне с фашизмом. Человек на войне, смертельно тяжелая жизнь в окопах, самоотверженная солдатская стойкость - обо всем этом рассказывается в романе. Книга вбирает в себя много людей и событий - от советского солдата и рабочего до полководцев, от первых боев на границе до великой битвы на Волге, от мелкой рукопашной схватки до генеральной стратегии войны. Роман «Жизнь и судьба» (1950-1959) стал второй    самой значительной  книгой    Сталинградской дилогии. Он был закончен  в 1960 году, отвергнут советской печатью и изъят органами КГБ. Чудом сохранен- ный экземпляр был впервые опубликован в Швейцарии в 1980, а затем и в России в 1988 году. Писатель в этом произведении поднимается на уровень высоких обобщений и рассматривает Сталинградскую драму с точки зрения универсальных и всеобъемлющих категорий человеческого бытия. С боль- шой художественной силой раскрывает В.Гроссман историческую трагедию русского народа, который, одержав победу над жестоким и сильным врагом, раздираем внутренними противоречиями тоталитарного, лживого и несправедливого строя.

       Вторая  книга  трилогии К. Симонова "Живые и мертвые"  «Солдатами не рождаются»(1960 – 1964) также посвящена   Сталинградской битве. События разворачиваются зимой 1943 года - в период подготовки и проведения битвы, ставшей переломным моментом в истории не только Великой Отечественной, но и всей второй мировой войны.

       В 50-70-е годы сама война уже становится историей, а литература о ней начинает приобретать черты исторического повествования. Дистанция времени позволила писателям ещё пристальнее вглядеться в «образ человека на войне», ярче раскрыть его характер. В этот период литература о Сталин- градской битве вступает в новый этап отражения минувшей войны, который ознаменовался выходом романов М. Лобачёва «Дорогой отцов» (1954), К. Коновалова «Истоки» (1978), Г.Гончаренко «Волга-матушка» (1970) , Ю. Селезнёва  «Южный крест» (1974-1977) .

       Особое место в этом ряду занимает роман Юрия  Бондарева «Горячий снег» (1969). Главные герои этой честной прозы, рассказывающей не только о военных победах, но и о том, какой ценой они оплачены, во многом имеют под собой вполне реальных людей. Сражаясь под Сталинградом, получая ранения и теряя товарищей, «взрослеют в день на годы» молодые лейтенанты «Горячего снега».   Сам Юрий Бондарев  боевое крещение  проходил  под Сталинградом. «Зима 1942 года, холод, степь, траншеи, танковые атаки, бомбёжки, запах гари и горелой брони», - вспоминал  писатель. Эти впечатления составили  основу мировоззрения героев романа. «У фронтовых впечатлений, как у осколков мин и снарядов, раскалённые, режущие края!..».   Взгляд «из окопа» в «Горячем снеге» Бондарева соотносится с «тем, что делается в масштабах фронта и всей войны». Об этом свидетельствуют и слова генерала Бессонова, обращённые к солдатам своей  армии: «Запомните …  немцы  понимают, что здесь, под Сталинградом, мы перед всем миром защищаем свободу и честь Родины. Не стану лгать, не обещаю вам лёгкие бои – немцы будут драться до последнего. Поэтому я требую от вас мужества и сознания своей силы!».

Писатель как бы по-новому освещает подвиг героев Сталинграда. Он не просто показывает сражение наших солдат с танками Гота, но одним из первых в литературе воссоздаёт психологию подвига, совершаемого как командирами, так и рядовыми участниками сражения.  «Человеческую сложность романа» сохраняет и фильм «Горячий снег», снятый  по  роману в 1975 году режиссёром Г. Егинзаровым.

       Работе над романом «Южный крест» П. Селезнёв отдал «без малого двадцать лет». Немалую роль в создании книги сыграло тщательное изучение писателем архивных документов и знакомство с местами боёв. П. Селезнёв пешком прошёл от Северского Донца, где начинались первые схватки на дальних подступах к городу, и до Сталинграда, писатель много беседовал с людьми – участниками и очевидцами Сталинградской битвы. Роман состоит из двух книг и охватывает события от начала Сталинградской битвы до её завершения.  Это  многоплановое  произведение, отразившее  тенденции развития «военной прозы». Ему свойственно «панорамное» изображение событий. Действие романа переносит читателя то в штаб дивизии, армии, фронта, то в Ставку Верховного Главнокомандования, то на поле боя. В романе много батальных сцен, изображающих массовый героизм защитников Сталинграда. Автор сумел проникнуть в психологию «человека войны», отсюда и яркий, индивидуальный подход к показу образов героев.

       «Морями слёз» оплаканы павшие за Отчизну, а боль утрат всё не прохо- дит, всё живёт в наших сердцах. Время затянуло многие раны, но оно не имеет власти над величием былого. Сколько бы лет ни прошло, «Сталинград  – это недавно».  И  подтверждением  этих слов, сказанных К. Симоновым,  является роман М. Алексеева «Мой Сталинград» (1993-1997). Отчётливо  выраженное в романе автобиографическое начало, сводящее к минимуму художественный  вымысел, объясняется именно принадлежностью писателя к поколению фронтовиков, которое «само всё видело, чувствовало, знало, ненавидело и боролось». У Алексеева среди увиденного в те суровые годы и не «съеденного ржавчиной  времени» - подлинные  номера  подразделений и полков, «реальные  персонажи со своими  фамилиями, характерами, судьбами»,   невымышленные топографические обозначения.

       Во многом  дополнили художественное воссоздание Сталинградской битвы художественно-документальные произведения новых авторов: «Конец «Зимней грозы» и «Стальное пламя» (1983-1987) Г. Ключарёва, «Мгновение – вечность» (1987) А. Афиногенова, «Улица среди окопов» (1985) Л. Овчинниковой, «Сталинградские зернышки» (2005) С. Синякина и  др.

        Повесть Г. Ключарёва «Конец «Зимней грозы» рассказывает о героизме и мужестве солдат и командиров Советской армии, остановивших в 20 км  от реки Мышкова на рубеже хутора Верхне-Кумский танковый таран гитлеров- ских  войск. Эта операция получила пышное название «Зимняя гроза». Особенно тяжёлые бои завязались за хутор Верхне-Кумский, ставший местом ожесточённого, почти непрерывного шестисуточного сражения, которое во многом решило исход Сталинградской битвы. Мужество и смелость воинов не дали гитлеровцам прорваться к окружённым под Сталинградом войскам, стали преградой на пути армады фашистских танков.

       Роман «Мгновение – вечность» А. Афиногенова, бывшего военного лётчика, посвящён мужеству и отваге советских лётчиков, сражавшихся в небе Сталинграда и сыгравших важную роль в разгроме немецкой  армии. Несмотря на неравенство сил, наши лётчики самоотверженно сражались с врагом, обрушивая удары по тылам и коммуникациям противника. В романе наряду с вымышленными героями действует и реальное историческое лицо – старший лейтенант Михаил Баранов, который за боевые подвиги в воздуш- ных боях под Сталинградом был удостоен  звания Героя Советского Союза.

        Художественно-документальная повесть Л. Овчинниковой «Улица среди окопов» посвящена жизни и борьбе сталинградцев  в период жесточайших боёв на улицах города.  В этой повести на первый план выступает образ главной героини, 15-летней девочки Любы Лаптевой, через восприятие которой передаются события Сталинградской битвы. Образ главной героини  автобиографичен:  детство писательницы прошло в Сталинграде, здесь она пережила весь ужас войны.  Действие книги начинается в последние дни августа 1942 года во время первых массированных налётов на город фашистской авиации и заканчивается 2 февраля 1943 года, в день разгрома немецких войск под Сталинградом.

       Сталинградской битве посвящает свой неоконченный роман «Площадь Павших Борцов» (1992) (том 1-ый – «Барбаросса») писатель и историк Валентин Пикуль. Толчком к созданию произведения о битве на Волге послужили для писателя сведения о гибели его отца – Саввы Пикуля, комиссара, который сражался в морской пехоте в Сталинграде. В.Пикуль начал собирать литературу о Сталинградской битве, стал писать отдельные главы своего будущего романа.  Действующими лицами в романе являются главы государств: Сталин, Черчилль, Рузвельт, Муссолини, Гитлер, видные  полководцы  с русской и немецкой стороны. Много внимания писатель уделяет образу командующего 6-й немецкой полевой армией  Фридриха Паулюса. Тепло и сердечно повествует Пикуль о секретаре Сталинградского обкома ВКП(б) Алексее Семёновиче Чуянове, на плечи которого легли все дела и проблемы военного Сталинграда: обеспечение населения питанием, контроль за работой предприятий, подготовка к обороне города.

Завершить роман «Площадь Павших Борцов» В. Пикулю помешала смерть.

        Сергей Синякин, известный волгоградский писатель-фантаст, в 2005 году выпустил книгу «Сталинградские зёрнышки». Надо заметить, что Сергей Николаевич Синякин, в отличие от многих писателей, книги которых представлены выше, не является участником войны и свидетелем описывае--  мых   в  его  книге  событий. Писатель родился уже после войны – в 1953 году, но война жила в его душе на генетическом, подсознательном уровне. Этот сборник коротких рассказов раскрывает подвиги защитников Сталинграда, его мирных жителей, но, в то же время он носит и антивоенный характер. «Сталинградские зёрнышки» – книга не о героях, она повествует о жизни обыкновенных людей, попавших в мясорубку войны и сделавших всё, чтобы одержать в ней победу над фашизмом. В цикл «Сталинградские зёрнышки» вошли 57 рассказов. Эти коротенькие, иногда всего на полторы странички рассказы, повествуют не о массовом героизме советского народа, а о бытовом мужестве отдельного человека – солдата, женщины, даже ребёнка. В мужестве, происходящем не от отчаяния, а от желания не выжить даже, а жить, несмотря на все ужасы происходящего.  От описанных С.Синякиным некоторых фактов  просто мороз по коже: «Средняя продолжительность жизни бойцов на передовой во время Сталинградской операции: рядового солдата – меньше суток, командира взвода – три дня, командира батальона – одиннадцать дней, командира полка – двадцать дней» – вот такую страшную арифметику войны приводит писатель в «Сталинградских зёрнышках».

За книгу «Сталинградские зёрнышки»  С. Синякин  был удостоен Всероссийской литературной премии «Сталинград» (2006 год).

       Тема Великой Отечественной войны и Сталинградской битвы остаётся одной из ведущих тем в литературе последних десятилетий ХХ века и начала нового столетия. Но писатели возвращаются к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерегал от катастрофических ошибок в будущем.    

Просмотров: 103 | Добавил: Shestakov_86 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

ПОГОДА

Календарь
«  Февраль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2018
    Создать бесплатный сайт с uCoz